Занятие № 6

Тема: Обучающий семинар  для родителей с элементами тренинга

 «Внимание: Гиперактивный ребенок!»

 

Задачи:

  • помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком;
  • обучение эффективным способам взаимодействия с ним.
  • обучение родителей приемам развития внимания, контроля над активностью и импульсивностью ребенка;

Ход занятия

  1. Упражнение «Ритуалы приветствия»

Цель: снятие напряжения, настроить группу на рабочий лад, формировать оптимистическое настроение.   

       Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.  Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на  середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно  ­приветствует всех членов группы.

       Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий  справа от первого, и т.д.          

Варианты приветствия:

Ø  легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

Ø  объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

Ø  легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

Ø  рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

Ø  легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

Ø  поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

Ø  простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

Ø  мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

Ø  потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашей встречи  «Гиперактивные дети» выбрана не случайно. Проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, в последнее время приобретает все большую актуальность. Сегодня, вы познакомитесь, с понятием гиперактивности, поиграете в игры, в которые нужно играть с такими детьми, научитесь лучше понимать своего ребенка.

  1. Мини-лекция «Что такое гиперактивность».

«Гипер ... » (от греч. hyper - «над», «сверху») - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activis» и означает «действенный, деятельный». Причины по­явления гиперактивности у ребенка могут быть генетические факторы, родовые травмы, перенесенные ребенком инфекцион­ные заболевания и др. Внешние проявлениягиперактивностиэто - невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко  отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать,  им трудно долго сидеть на одном месте, молчать, Подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, раздражительны, вспыльчивы и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы,  толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.  Вероятно, каждому педагогу и родителю знаком этот портрет.

Часто гиперактивности  сопутствуют проблемы  во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет, и продолжается до подросткового возраста. Чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.  Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать ивыполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Определить признаки импульсивности  поможет анкета «Признаки импульсивности»

Импульсивный ребенок

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую

 можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он  кричит в ответ.

11. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

12. Обычно уверен, что справится с любым заданием

13. Может нагрубить родителям, воспитателю.

14. Временами кажется, что он переполнен энергией.

15. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

       Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности  с помощью данной анкеты. Затем   надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл.

Результат:15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности;

7 -14 баллов   о средней; 

1-6 баллов – о низкой.

3. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

§Слишком говорлив

§Отказывается от коллективной игры

§Чрезмерно подвижен

§Имеет высокие требования к себе

§Не понимает чувств и переживаний других людей

§Ощущает себя отверженным

§Любит ритуалы

§Имеет низкую самооценку

§Часто ругается со взрослыми

§Создает конфликтные ситуации

§Отстает в развитии речи

§Чрезмерно подозрителен

§Вертится на месте

§Совершает стереотипные механические движения

§Постоянно контролирует свое поведение

§Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

§Сваливает вину на других

§Беспокоен в движениях

§Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли

§Часто спорит со взрослыми

§Суетлив

§Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

§Любит заниматься головоломками, мозаиками

§Часто теряет контроль над собой

§Отказывается выполнять просьбы

§Импульсивен

§Плохо ориентируется в пространстве

§Часто дерется

§Имеет отсутствующий взгляд

§Часто предчувствует «плохое»

§Самокритичен

§Не может адекватно оценить свое поведение

§Имеет мускульное напряжение

§Увлекается коллекционированием

§Имеет плохую координацию движений

§Опасается вступать в новую деятельность

§Часто специально раздражает взрослых

§Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

§Робко здоровается

§Годами играет в одну и ту же игру

§Мало и беспокойно спит

§Говорит о себе во 2-м и 3-м лице

§Толкает, ломает, рушит все кругом

§Чувствует себя беспомощным

Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе,  выдается карточка «Портрет "осо­бого" ребенка», на кото­рой перечислены индивидуальные особенности всех категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны гиперактивным детей, дополня­ют этот список и, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа за­читывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

Надо отметить, что некоторые индивиду­альные особенности и поведенческие прояв­ления, зафиксированные в карточке, нельзя четко отнести к какой-либо одной категории. Поэтому в процессе обсуждения могут возни­кать разногласия. Задача ведущего состоит в том, чтобы дать возможность высказаться каж­дому желающему участнику и лишь, затем вы­ступать в роли эксперта.

После того, как портрет составлен, основ­ные характеристики ребенка данной катего­рии фиксируются на доске или на стенде.

Ø  Игра «Подпрыгни, пожалуйста»

 (Модификация игры «Саймонд сказал», или «Пожалуйста»)

Цель: развитие внимания в слуховой модальности.

       Перед началом игры все участники встают в круг. Ведущий просит детей назвать «волшебные», или вежливые, слова. Это «спасибо» и «пожалуйста». Далее Ведущий сообщает участникам, что он будет просить их выполнить некоторые команды, а участники выполнят их только в том случае, если тренер попросит об этом вежливо и скажет «пожалуйста». Если ведущий забудет сказать «волшебное» слово, команду выполнять не надо. Например: «Подпрыгните, пожалуйста» (все участники выполняют команду), «а теперь хлопните в ладоши три раза» (команда не выполняется).

       4. Мини-Лекция «Как выявить гиперактивного ребенка»

Диагноз « синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицин­ской карте это отмечено. В таких ситуациях можно сразу начать соответствующую диагно­зу коррекционную работу. Если диагноз отсут­ствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые (воспитатель, учитель, психолог, ро­дители и т. д.) проводят дополнительное целенаправленное наблюдение за ним.

Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребенка в группе, которые помогут в практической работе.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорив.

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других  нет.)

Вывод: Если в возрастедо 7 лет появляются, хотя бы шесть из перечисленных признаков, взрослый может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

По результатам наблюдения при необ­ходимости следует обратиться к невропатоло­гу и провести соответствующее медицинское обследование.

Ø  Игра «Черепахи»

Цель: научить  контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию.

      Участники встают по одну сторону ковра, тренер стоит на другой стороне, напротив. По его команде участники должны двигаться к нему. Их задача — идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.

       В процессе обсуждения участники  рассказывают, трудно ли им было двигаться медленно и как им это удалось сделать.

5. Мини лекция «Как помочь гиперактивному ребенку»

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуальную  беседу с таким ребенком, заранее огово­рив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно ма­териальное). Гиперактивного ребенка необхо­димо чаще поощрять, например, каждые 15­-20 минут выдавать ему жетоны,

 которые в те­чение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда (если работаем с ребенком в об­разовательном учреждении), дополнительное время для игры, совместная прогулка с роди­телями, совместное чтение (если работаем с ребенком дома), в зависимости от особеннос­тей и желания конкретного ребенка.

Взрослому необходимо помнить, что инст­рукции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Зачастую гиперактивные дети склонны к ма­нипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохра­нятьспокойствие.

Ø  Упражнение «Инструкция»

Ведущий вызывает из группы одного же­лающего - водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача во­дящего - в течение одной минуты дать четкие вербальные указания группе, в результате ко­торых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа водящего. Затем ведущий просит всех участников под­нять листы с выполненным заданием, проходя по кругу, сверить их с эталоном. (Возможный вариант: ведущий закрепляет эталон на доске (блокноте)). Тогда каждый участник сам срав­нивает свою работу с эталоном).После выполнения упраж­нения участники обсуждают, точно ли ими вы­полнена инструкция водящего. Как правило, большинство участников допускают ряд ошибок. В этом случае группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует четкую, лаконичную инструкцию.

6. Памятка для родителей гиперактивных детей.

ØПервая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

1.      Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

2.      Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить "нет”, "нельзя”, "прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

3.      Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

ØВторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

1.      Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

2.      Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

3.      Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Ø  Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

1.      И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

2.      Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что "Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.

Подведение итогов, рефлексия:

Педагог предлагает родителям (по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным.

 

Конспект практического занятия «Я злюсь, когда…»

Задачи:

  • осознание состояния агрессии и гнева, 
  • отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева,
  • проигрывание различных эмоций и состояний.

Ход занятия

Ø  Упражнение «Комплименты»

Цель: снятие напряжения, сплочение группы.

       Участники мероприятия становятся в круг. Каждый участник называет свое имя и приветствует рядом стоящего жестом, словами и говорит комплимент.

Ø  Упражнение «Связующая нить»

Цель: создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.

       Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, говорит: «Я злюсь, когда меня отвлекают от важной работы» и   передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, говорит тоже самое,  только свою версию, почему он злится, и передает клубок следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Ведущий говорит: «слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире, и у нас одни проблемы на всех, которые мы и будем решать вместе».

Ø  Упражнение «Представь себя…»

Цель: создание позитивного настроения, сплочения группы, развитие наблюдательности, раскованности, способности к самовыражению, возможности посмотреть на себя со стороны.

       Участники образуют большой круг. Каждый участник,  по очереди выходит в центр (придумывает заранее.От лица, какого героя фильма, сказки, литературного произведения он будет действовать) и называет это имя.

       Например: «Я – Золушка», «Я – Робин Гуд». При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа. После того как участник возвращается на свое прежнее место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, говорить, идя в центр круга. И так три раза. Человек, чье имя названо. Наблюдает за этим процессом со стороны.

Ø  Танец свободы и победы  «Святой Георгий»

Цель: снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению. Сплочению группы.

Это древний танец, в котором стоящие участники группы «убивают» вообразимым копьем представленного в центре круга дракона (змея.Противника…). При этом благодаря эффекту группой динамики снимается значительная часть груза от чувства вины,  за проявленную агрессию служит другой повторяемый элемент танца  - танцующие идут под веселую музыку по кругу и радуются, что «убили дракона». При выражении радости каждый проявляет свои чувства свободно. Как хочет и как может.

Ø  Игра «Толкалки»

Цель: развитие умения анализировать свою агрессию через игру, соизмерять свои силы, отработка навыков самоконтроля игры по правилам, снятие напряжения, расширение контакта в группе.

      Упражнение выполняется в парах. По знаку ведущего участники попарно упираются  друг в друга владонями, стараясь сдвинуть партнера с места. Ведущий следит за тем за тем, чтобы никто никому не причинил боли, не делал резких толчков.

       Постепенно можно ввести новые варианты игры. Например, участники, взявшись за руки, тянут напарника на себя.

Ø  Игра «дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

       Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост дракона».

«Голова» дракона пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий следит, чтобы участники не опускали друг друга.

Ø  Игра «Ворвись в круг»

Цель: снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях. Развитие групповой сплоченности.

       Участники встают в круг и крепко держатся за руки. Один из участников должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему удается, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем.

       Ведущий следит за тем, чтобы никому не причинили боли, чтобы была предоставлена возможность собственными силами  проникнуть в круг.

        После выполнения упражнения обязательно обсуждение.

- что вы чувствовали, когда были частью круга?

-  что вы чувствовали, когда пытались проникнуть в круг?

- что вы чувствовали, когда проникли в круг?

Ø  Упражнение «Баржа»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

      Участники встают в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, то есть «грузят баржу». Называют все, что может чувствовать  и переживать человек, например радость, грусть, злость, счастье….

Ø  Презентация «Игра без правил»

Цель: развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние, повышение самооценки.

      Тема упражнения «Я злюсь и раздражаюсь, когда …». В данном задании важно искренне, честно и открыто высказать свои чувства, посмотреть на себя глазами другого.

Ø  Упражнение «Только  вместе»

Цель: Физический контакт. Возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.

       Участникам нужно разбиться на пары, встать спина к спине и попробовать медленно. Не отрывая своей спины от партнера, сесть на пол. И точно так же встать. Поменяться парами. После игры обсуждение:

- что было самым трудным  в этом упражнении?

- с кем вставать и садиться было легче всего?

Ø  Рефлексия «Колокол»

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

       Участники становятся в круг, поднимая поочередно правую и левую руки, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «БОМ!» и синхронно с силой бросают руки вниз.

       На вдохе поднимают руки. На выдохе произносят «БОМ» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз.

Подведение итогов, рефлексия.

Наверх