Занятие № 8. Апрель
Тема: ” Роль семьи в подготовке детей к школе”.
Цель: оказание родителям консультативной и практической помощи в
подготовк. детей к школе.
Задачи:
активизировать родителей к сближению;
создание условий для снижения напряжения,подготовка к ролевому общению.
План проведения:
1. Сообщение по теме “Психологическая готовность детей к школе “
(метод дискуссии, комментарии психолога по итогам групповой диагностики);
2.Работа с анкетой “ Школа для моего ребенка”
3. Мастер – класс «Проверьте интеллектуальную готовность к школе у ребёнка»
3.Выставки психологической и педагогической литературы.
Лекция на тему:“ Познавательное развитие “
Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе. Поэтому многие родителям важно знать показатели сформированности познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:
· задает ли ваш ребенок вопросы, каково их содержание и количество;
· стремиться ли ваш ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные источники информации( просит прочитать,рассказать; рассматривает иллюстрационный материал; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к телепередачам и т.д.)
· рассказывает ли сверстникам и взрослым о своих интересах;
· участвует ли в беседе о том, что его интересует ( проявляет при этом активность, инициативу, охотно ли делиться своими знаниями);
· отражает ли свои впечатления в различных видах деятельности, проявля при этом инициативу, творчество;
· способен ли к длительному сосредоточению внимания, как часто отвлекается, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть трудности;
· свойственны ли ребенку увлеченность, выразительность речи, мимики, движении при проявлении интереса.
Успешное обучение в школе во многом зависят от того, как подготовлен ребенок к школьному обучению, насколько сформированы у него качества, определяющие эффективность обучения. При подготовке старших дошкольников ушколе большое значение имеет воспитание у них внутренней потребности в знаниях, формирование познавательных интересов. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые интеллектуально пассивные дети, для которых характерны отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной “ интеллектуальной пассивности” детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
Стремление познать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлениях действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом эмоции – удивление, радость успеха в случае, если проявил догадку, получил одобрение взрослых .-создают у ребенка уверенность в своих силах.
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Как известно, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношении.
Познавательные интересы дошкольников характеризуются широтой и устойчивостью. Они различаются у ребят содержанием направленности на разные стороны окружающей действительности. Одни дети увлекаются техникой, конструированием, другие – событиями,книгами о героическом прошлом нашей страны.
Более любознательные интересуются всем – и запуском космического корабля и дрессированными дельфинами, передачу о которых показывали по телевизору, и военными рассказами... У одних детей познавательные интересы охватывают самые разные сферы жизни, у других – они ограничиваются отдельными сторонами окружающей действительности.
То есть содержание познавательных интересов у одних детей широкое. У других -узкое. Что же лучше ? Психологи считают, что, чем меньше ребенок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. Разнообразие интересов побуждает ребенка пробовать свои силы в разных областях знаний,во многих видах деятельности. Устойчивые интересы направленны на определенный вид деятельности. Как правило, многообразие интересов носит временный характер, интерес возникает как реакция на яркий познавательный материал, необычность ситуации. Наибольшее влияние на развитие ребенка оказывают устойчивые интересы, поскольку в них выражается направленность личности, определяющая поведение, поступки, характер познавательной деятельности.
Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребенка к приобретению знании.
Прочные знания – основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость
гласит :”Любить – значит знать “.
Родители должны использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающем мире. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. Не следует объяснять и рассказывать ребенку обо всем , что он видит на прогулках, экскурсиях, по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появлению у него вопросов и стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения ; задать вопросы и придумать загадку о том , что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных раннее стихов.
При знакомстве детей с окружающим миром следует чаще прибегать к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства. Что позволяет по-иному взглянуть на, казалось бы, хорошо знакомые вещи. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта( автобус и троллейбус; трамвай и троллейбус; грузовую и легковую машину и т.д.). Старшие дошкольники могут сравнить непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатленном в памяти.
В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса дошкольника родители должны сообщать новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложить сыну понаблюдать за одуванчиком, и он сделает много открытий. Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах прилетает много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики.
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Если ваш сын интересуется транспортом, приобретите ему соответствующие игрушки, смастерите вместе с ним каие-либо модели, помогите развернуть игру, иногда принимайте в ней участие. Предложите ребенку нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседу на эту тему.
Интерес, закрепленный в детской деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитие у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогите довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радуют дошкольника.
Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды
знаний. Дошкольник часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит прочитать, рассказать. В семье это необходимо делать. Однако следует помнить, что для развития ребенка важны не только объем знаний, но и способ их усвоения. Читая или рассказывая ребенку, не надо стремиться к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Побуждайте его к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает главным в этом произведении.
Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах, которые рождаются в результате знакомства с новыми и неизвестными сторонами действительности, вызывающими у него сомнение, удивление,недоумение. Ответы на вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточнять и систематизировать представления о нем. Особое значение дляразвитие мышления детей имеют вопросы, направленные на установление причины явлений, уяснение связей и отношений между ними: почему солнце светит? Отчего над рекой поднимается туман? Зачем люди изучают другие планеты?
К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос взрослого :” А ты как думаешь сам?”- побуждает ребенка к самостоятельному размышлению, укрепляет веру в свои силы. Следует помнить мудрый совет В.А.Сухомлинского:” Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.” По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшему наблюдению и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.
Памятка для родителей.
· Развивать настойчивость и трудолюбие ребенка, умение доводить начатое дело до конца
· Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты.пусть ребенок рассуждает вслух.
· По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.
· Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
· Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.
· Особо следует сказать о специфике обучения ребенка-дошкольника. Оно носит “изустный” характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с применением наглядных игровых приемов.
Проверьте интеллектуальную готовность к школе у ребенка:
Задание 1.Проверьте, умеет ли ребенок изменять существительные по числу. После привлечения внимания ребенка скажите: "Я назову тебе один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу: "игрушка", а ты должен сказать: "игрушки".
· Затем назовите 11 существительных в единственном числе: стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, сестра, брат, дом, огород, ребенок.
· Результаты можно считать хорошими, если ребенок допустил не более двух ошибок.
· Проверьте внимание ребенка грамматической конструкцией трех предложений типа "Маша пошла гулять после того, как закончила рисовать".
· Предложение произнесите медленно и четко. После того как вы будете уверены, что ребенок хорошо его расслышал, задайте вопрос:
"Что Маша делала раньше: гулялаилирисовала?"
Задание 2. Проверьте, как ребенок может рассказывать по картинкам. Положите в беспорядке 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке девочка просыпается, на другой - делает зарядку, на третьей - умывается, на четвертой - завтракает). Попросите ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.
Знаком "+" отметьте (на листе бумаги) правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий.
Знак "±" ставьте в том случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать.
Знак "-" ставится, когда последовательность картинок случайная.
Задание 3.Операция "Анализ"
Попросите ребенка выделить части из целого по какому-либо признаку; дерево: ствол, ветки, листья, корни.
Легче это делать ребенку, когда перед ним реальный предмет, например, стул. Труднее, когда это картинка. И, наконец, при отсутствии наглядного образа мысленное разъединение целого на части труднее всего.
Противоположной операцией является операция "Синтез", когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в единое целое.
Предложите ребенку составить из букв данного слова возможно большее число слов (например, лампочка: лак, кол, мочка, ком и т.д.).
Для упражнений можно использовать слова: магазин, аптека, комната и др.
Задание 4.
а) "Сходство и различие"
Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:
Книга – тетрадь. День – ночь.
Лошадь – корова. Дерево – куст.
Телефон – радио. Помидор – огурец.
Самолет – ракета. Стол – стул.
б)"Поискпротивоположного объекта"
Называя какой-либо предмет (например, сахар), надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции "съедобное - несъедобное", "полезное - вредное" и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.
в) "Поиск аналогов".
Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше "аналогов", т.е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)
г) "Аналогии по признакам".
Выпишите в столбик признаки заданного предмета, например, портфель, и предложите ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для переноски и др.).
Задание 5. "Составить предложение из трех слов".
Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).
Задание 6.Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.
Предложите ребенку назвать одним словом:
- стол, стул, шкаф - это...
- собака, кошка, корова - это...
- чашка, блюдце, тарелка - это...
- василек, ромашка, тюльпан - это...
Неумение обобщать - слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между предметами по внешнему признаку - цвету, форме.
- Ложка и шарик похожи: они оба из пластилина.
В школе пользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщений строится умение рассуждать, мыслить.
" Определения ".
Ребенку предлагается отвечать на вопрос "Что такое?" по поводу предметов. Что такое стул?
- Это на четырех ножках.
- Значит, наша кошка - это стул?
- Нет, стул деревянный.
- Значит, стол - это стул? И т.д.
Задание 7."Определение понятия".
Называются понятия живой природы (дерево, заяц, и т.д.), неживой природы (гора, река, пещера и т.д.). Требуется перечислить признаки, которые не влекут за собой изменение понятия и существенные признаки, которые определяют данное понятие как таковое. Необходимо направлять мысль ребенка на поиск существенного признака, без которого нет нужного обобщения. Если называется предмет, не имеющий функционального значения, тогда определяют его по набору признаков.
- Кошка - живая. Это животное.
- Птица - это животное?
- Нет, птица на двух ногах.
- Корова - это кошка?
- Нет. Кошка - животное на четырех ногах, которое мяукает и живет дома.
Следует задавать вопросы, на которые можно найти ответ. На некоторые вопросы и взрослый не сразу найдет ответ. Поэтому поиграйте с ребенком на равных, пусть он тоже задает вам вопросы: "Что это такое?" Неумение обозначать и пользоваться знаками - это незрелость интеллекта и психики.
Задание 8."Высказать мысль другими словами"
Берется фраза, сложность и содержание которой соотносится с возрастом ребенка и той целью, ради которой используется это задание. Надо предложить несколько вариантов высказывания этой же мысли другими словами. При этом желательно, чтобы одни и те же слова не употреблялись. Следить за тем, чтобы смысл высказывания не изменялся.
Например: "Я всегда уверен в своей правоте". Другими словами: "Я никогда не соглашаюсь с аргументами другого человека", "Я всегда спорю до победы", "Меня невозможно ни в чем убедить" и т.д.
Задание 9."Нахождение возможных причин"
Сформулировать какую-либо ситуацию: "Мальчик упал и расшиб колено". Ребенок должен назвать как можно больше предположений возможной причины падения: споткнулся о камень, засмотрелся на прохожих, азартно играл с ребятами, торопился к маме и др.
Задание 10."Социализация речи"
Говорить так, чтобы другие понимали, - одно из важнейших школьных требований.
К 6-7 годам дети говорят много, но речь их ситуативная. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе. "Этот ему как даст. И побежал... Бах - трах! Ноги из ямы. А глаза-то!"
Если не видишь сам, что происходит, то ничего не поймешь.
Задание 11. "Испорченный телефон"
Игра помогает преодолеть ребенку речевое несовершенство. Два ребенка сидят за столом лицом друг к другу, между ними непрозрачная ширма. В руках одного - фигурка (картинка). Его задача - описать приятелю, как изготовить этот образец. Не называя, что перед ним, перечисляет последовательность действий, цвет, размер, форму.
Другой должен воспроизвести копию из любого конструкционного материала (пластилин, мозаика и т.д.).
При полной иллюзии понимания не всегда получается то, что требуется изготовить. Через некоторое время дети сами приходят к той социальной форме речи, которая понятна окружающим.
Ситуация. Одним из главных психических процессов в обучении является воображение. Часто недостаточное развитие воображения затрудняет мыслительную деятельность, решение творческих задач. Без воображения трудно представить, предвидеть, сравнить и т.п. Причина такого явления кроется в отсутствии достаточного уровня развития игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевой игры.
"Недоигравшие" дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, с неумением выполнять роль, придумывать сюжет, сохранить внутреннюю позицию, строить отношения с окружающими.
Задание 12. Особенности памяти ребенка можно выявить, предложив ему ряд заданий.
А) Логическая, смысловая память.
Подбираются 10 пар слов. Например: луч - солнце, железо - сталь, елка - ветки, год - месяц и т.д. Читаются пары с интервалом 2 с. Через 10 с перерыва читаются только первые слова. Второе слово пары ребенок должен вспомнить. Норма - не менее 60%.
Б) Попробуйте тот же опыт, но со словами, логически не связанными: кнопка - книга, лампа - стена, дрова - краска.
Методика А.Р. Лурия позволяет выявить уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия.
Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова).
Для запоминания дается 10 слов (словосочетаний). Например, машинка, умная собачка, веселая игра, мороз, здоровый человек, день, ночь, сказка, извилистый ручей. Через час после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок по своим рисункам воспроизводит заданные слова
Памятки для родителей
· Вопросы – ответы.
Ситуация.Мама Алеши (5 лет) обратила внимание на то, что ему трудно дается заучивание стихов, считая, что у него плохая память.
Можно ли развить и как развивать детскую память?
Решение. Память можно развивать с помощью специальных приемов. В частности, обучить ребенка делать простые рисунки, отражающие прочитанный материал. Лучше это делать в игре, когда мама рассказывает короткую историю, а ребенок с целью сохранения в памяти рисует простую, схематизированную картинку. В то время как ребенок рисует картинку, ему подсказывают и показывают, как сделать рисунок схематичным, отражающим суть рассказа. Показывается, как устанавливать ассоциации (связи) между деталями рисунка и содержанием рассказа. Вспоминать их можно через 3-4 ч. или на другой день. Ребенку дается его рисунок, и он "читает" по ним рассказанные ему истории. Такие занятия желательно проводить ежедневно. Через несколько дней вместо рисунков просто обсудить, что можно было нарисовать, чтобы запомнить историю. Благодаря такому обсуждению ребенок учится образно представлять себе запоминаемый материал.
Развивать память ребенка необходимо, постепенно увеличивая объем заучиваемого материала, добиваться не дословного запоминания, а общего понимания.
Проводя же заучивания стихотворения, делать это после подробно содержательного анализа с ребенком сюжета стихотворения, особенностей стихотворной формы, обсуждения значений тех или иных слов и возможности их замены и т.д. И только после анализа стихотворения приступать к его заучиванию.
Ситуация. Мария Ивановна при встрече с Ниной Вячеславовной поделилась своими переживаниями относительно невнимательности своего сына Вадика (7 лет). Нина Вячеславовна, внимательно выслушав, сказала, что в книжном магазине сейчас есть большой выбор книг по развитию внимательности.
Можно ли решить проблему невнимательности ребенка с помощью рекомендаций, даваемых в книгах?
Решение. Проблема развития внимательности ребенка может быть решена с помощью далеко не любой книги, а только той, в которой описаны причины невнимательности (они могут быть разные) и с чем связана та или иная причина. В книге должна быть описана диагностика для выявления той или иной причины невнимательности у ребенка.
В зависимости от тех или иных причин невнимательности должны быть и разные способы ее коррекции.
Ситуация. Учительница 1 класса выявила несколько детей, невнимательных на уроке, а при персональном изучении детей установила, что невнимательность Пети наступает тогда, когда он устает. При быстром наступлении утомления Петя становится рассеянным. В этом случае рассеянность рассматривается как синоним астении - физической и нервно-психической слабости.
Что должен делать учитель и родители по развитию внимательности Пети?
Решение. У Пети рассеивается внимание в результате перегрузок и истощающих заболеваний, поэтому учительница должна чаще переключать внимание Пети на другие виды деятельности, решения учебных заданий.
Родителям можно порекомендовать следить за соблюдением режима дня Пети: чаще переключать его занятия с одного вида деятельности на другой, не заставлять ребенка по несколько раз переписывать задание (дополнительные занятия будут только ухудшать ситуацию), а главное - укреплять его физическое и психическое здоровье, больше уделять внимание занятиям физическими упражнениями. Чаще можно видеть не перегрузку умственными занятиями, а недогрузку физической деятельностью. Конечно, питание должно быть полноценным, богатым витаминами и микроэлементами.
Ситуация. Дима может долго и сосредоточенно играть в любимые игры или заниматься другими делами. Но он становится невнимательным при выполнении трудных заданий.
Какие действия взрослого могут помочь в сохранении и развитии внимательности Димы?
Решение. В этом случае рассеянность - сигнал того, что задание, учебный материал слишком сложен для восприятия как по форме, так и по существу. Потеряв нить рассуждений, ни дети, ни взрослые не способны сохранить внимание. Для сохранения внимания необходимо следить за тем, как ребенок понимает учебный материал, контролировать понимание слов, следить за пополнением знаний ребенка, необходимых ему для понимания нового учебного материала.
Ситуация. Быстро утомляет большинство младших школьников и провоцирует их рассеянность:
а) однообразные, рутинные занятия;
б) переписывание заданий, если в них вкралась ошибка;
в) решение большого количества примеров;
г) списывание объемных скучных текстов;
д) заучивание большого количества иностранных слов
и др.
Все это учителю следует избегать.
Если такого рода занятия все же необходимы, то что предпринять?
Решение. Единственным средством может быть повышение мотивации учащихся. Подобного рода задания необходимо облачать в интересную, необычную форму, ставить привлекательную цель и т.д.
Ситуация. Учительница 1 класса дала задание, и ученики уже приступили к работе, а Коля "не услышал". Он все время рассматривал иллюстрации в книге. Затем он замечает, что ученики чем-то заняты, и начинает заглядывать в тетрадь соседа, пытаясь понять, что надо делать.
Что необходимо предпринять при рассеянности данного типа?
Решение. Причина такой рассеянности в особенностях восприятия ребенка. Информацию о внешнем мире мы получаем по нескольким каналам восприятия, в том числе по зрительному и слуховому. Целостный образ окружающего мира формируется на основе разных видов восприятия. Но когда в восприятии лидируют зрение, то ребенок может "не слышать" обращенных к нему слов. Его не дозовешься, если он занят рассматриванием картинок или рисованием. То, что он видит, ему интересно в данный момент, поэтому он может не слышать того, что ему говорят. Усвоение учебного материала, поступающего через все каналы восприятия улучшается, когда он становится предметом осознания.
Для развития слухового восприятия можно использовать так называемые графические диктанты. На листе в клеточку ребенок под диктовку взрослого ведет линию в заданном направлении, отсчитывая заданное количество клеток. Если линия проведена правильно, на листе бумаги вырисовывается какой-то дом, кораблик и т.д.
Полезно учить ребенка сосредоточиваться на звуке с закрытыми глазами, определяя по голосу - человека, по издаваемому звуку - книгу, ножницы и т.д., по звуку рисующего карандаша - сколько сторон у нарисованной геометрической фигуры и т.д.
Ситуация. Витя прекрасно улавливает информацию на слух (то, что говорит учительница). Любит слушать разговоры, даже не имеющие к нему отношения. На уроке он хорошо понимает устные инструкции учителя, хорошо отвечает на вопросы. Но в тех случаях, когда приходится сделать что-то по образцу, работать с рисунком или схемой, Витя теряется, ничего не делает, отвлекается или просит, чтобы ему объяснили. От самостоятельной работы со зрительной информацией его легко отвлекают любые звуки - человеческая речь, радио, какие-либо шумы.
Какие упражнения могут нормализовать внимательность Вити?
Решение. Для развития зрительного восприятия могут помочь ряд упражнений:
1. "Лабиринт". После прохода лабиринта с карандашом в руке проходить его только взглядом.
2. "Найди отличия". В двух почти одинаковых предметах найти отличающиеся детали.
3. "Найди одинаковые предметы" среди большого разнообразия предметов.
4. Копирование образца с помощью клеточек.
Ситуация. Саша, ученик 1 класса, на уроке весь в движении. Книги и разговоры его привлекают мало. Он занят не тем, чем остальные ученики. Он развинчивает ручки, затачивает карандаш или ломает его, вертит в руках безделушки или раскачивает ногой стул соседа и т.д.
Каковы возможные причины такого поведения Саши?
Как скорректировать внимание Саши?
Решение. У Саши слуховой и зрительные каналы информации подчинены потоку информации, идущей от рецепторов тела. Поэтому для развития внимательности особое внимание учитель должен уделить мотивации Саши, а также проводить коррекцию внимания с помощью упражнений, развивающих и зрительное и слуховое внимание (см. предыдущие ситуации).
К первому классу у ребенка должно быть развито внимание:
1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10-15 мин.
2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Источник: Б.С. Волков и Н.В. Волкова "Как подготовить ребенка к школе"