Условия создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья»
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольных учреждений. Существующий в работе детских садов подход к взаимодействию с семьями воспитанников, который выражается в дистанцировании родителей от дошкольного учреждения и принятии ДОУ на себя проблем образования детей, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания. Отказ от использования в педагогическом процессе детского сада уникального опыта семейного воспитания, отторжение семьи и, как следствие, пассивность родителей приводит к обеднению содержания образования.
Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологии и
педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
Следующим признаком и условием создания единого пространства развития должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становится выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса. Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.
Пути и задачи повышения профессионализма педагогов ДОУ во взаимодействии с семьей
Началу деятельности педагога в дошкольном образовательном учреждении предшествует получение общего и профессионального образования. Однако даже если такое образование было качественным, он должен и дальше совершенствовать свою профессиональную компетентность в системе дополнительного профессионального образования. Однако прохождение курсов повышения квалификации, стажировок, получение консультаций педагогами, к сожалению, носит нерегулярный характер. Длительное и периодичное освобождение педагогов от работы для повышения их профессионального уровня невозможно в силу ряда причин: нехватки воспитателей в ДОУ, удаленности дошкольных учреждений от институтов повышения квалификации, отсутствия системы дистанционного повышения квалификации. К тому же повышение квалификации в институтах повышения квалификации всегда ограничено определенным объемом часов, поэтому основная работа педагога по самосовершенствованию приходится на период между курсами, стажировками, консультациями. Осмысление передового опыта и собственной профессиональной деятельности, формирование индивидуального стиля происходят в процессе профессионального самообразования педагога, которое включает общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое образование. Для организации эффективного сотрудничества педагога с родителями имеет значение каждое из направлений самообразования.
Общеобразовательное самообразование (чтение художественной литературы и периодических изданий, детской литературы, просмотр телепередач, посещение кино, театров, музеев, выставок, лекториев, всевозможных курсов, участие в экскурсиях) расширяет кругозор педагога, что делает его интересным для детей и их родителей. Предметное (развитие речи, формирование элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, экология, валеология, физическая культура) и методическое (методика воспитания и обучения дошкольников по перечисленным направлениям) самообразование происходят в процессе чтения специальной литературы, посещения семинаров, участия в работе методических объединений, изучение педагогического опыта, анализа и обобщения результатов собственной деятельности. Достижения в этом направлении способствуют значительным успехам в развитии детей и восприятию родителями педагога как профессионала в воспитании и обучении дошкольников. Однако наибольшие затруднения у педагогов вызывают изучение особенностей и потребностей семей и организация на этой основе взаимодействия с ними. Поэтому далее педагогам предоставляется возможность осуществить психолого-педагогическое самообразование, позволяющее быть компетентными в вопросах:
- изучения семей;
- установления контактов с родителями воспитанников, налаживания взаимодействия с ними;
- планирования и организации различных форм сотрудничества с семьями.