Развитие математических представлений детей в условиях домашнего воспитания

28 декабря 2015 г.

Развитие математических представлений детей в условиях домашнего воспитания.

5-6 летний возраст ребенка – дошкольника характеризуется наибольшей любознательностью, стремлением объяснить различные факты с позиции своего жизненного опыта, эти дети – исследователи.

«Математика всегда остается для учеников трудной работой», - говорил Д. И. Писарев, это же утверждают и родители, и учителя, и сами ученики. Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина, и не должны узнать никогда. Наша задача – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное – познать радость при прохождении трудностей.

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, механическому, формальному запоминанию чисел, что имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос знаний в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартные – становится вообще невозможным.

Особое значение имеют накопление и обобщение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в познании математической действительности. Если у ребенка отсутствуют образы представлений, включается механическое запоминание, позволяющее удерживать в памяти те или иные понятия непродолжительное время.

Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Взрослые порой поражаются, как быстро и легко ребенок усваивает сложные математические представления, легко запоминает трехзначные цифры, номера квартир, числа до 100. Чувствуя потенциальные возможности ребенка, взрослые начинают форсировать изучение математики, давая им формализованные знания. Ситуация. Перед 5-летним ребенком лежат 4 зеленых и 5 синих кружков. Каких кружков больше, зеленых или синих? На сколько? «Синих больше на 5», отвечает ребенок.

А дело вот в чем, Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения и познавательного общения, чтобы и то и другое стало развивающим.

Математика должна стать для дошкольников занимательной наукой, овладевать ею нужно только весело.

На успешность обучения влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна или неспособна вызвать заинтересованность и познавательную активность.

Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности: в активности дошкольника – обследовательской, предметно – манипулятивной, познавательной. Необходимым условием для успешного интеллектуального развития детей является организация их самостоятельной поисковой деятельности. Поисковая деятельность – это своеобразная модель жизненной ситуации.

Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, создавая проблемно - поисковые ситуации, в которых дети ощущали бы радость открытий. Чтобы ребенок посредством практических действий (иногда многократных) мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких – либо математических понятий. Задача взрослых – стараться не давать знания в готовом виде, а чтобы ребенок постигал их путем самостоятельного анализа, где ребенок выступает в роли исследователя, открывающего основополагающие свойства и отношения: измеряет, пересыпает, переливает, сравнивает (иногда это вызывает вполне обоснованные опасения у взрослых). Знания, данные в игровой занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем, те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям, чтобы в играх синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Основные усилия взрослых должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания математики, потребность стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели, а так же не бояться ошибок.

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - говорил французский писатель Франс. Важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, каждый должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом! У каждого ребенка свой путь развития, каждый развивается по своим особым законам. Он сам, и окружающие его люди – дети, родители должны быть твердо убеждены, что он молодец, у него все получается, возникающие трудности преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможно формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах.

Чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому.

2. Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий.

3. Сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.

4. Принудительное обучение бесполезно.

5. Будьте всегда доброжелательными.

6. Не забывайте хвалить детей.

7. Отмечайте малейшие успехи детей.

8. Нельзя говорить детям только про их недостатки.

Народная мудрость гасит: «Ум гибнет не от износа, а ржавеет от неупотребления». Научить ребенка учиться, учиться с интересом и с удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель взрослых. Необходимое условие при работе с дошкольниками – психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

 

Наверх