Занятие № 7
Тема: ”Поощрение и наказание ребенка в семье”
Цель: создание обстановки психологического комфорта, развитие
эмоциональной чуткости родителей, нацеленности родителей
на практические действия в добром позитивном общении.
Задачи:
активизация групп родителей к сближению;
Определение круга общих проблем, возникающих в семьях;
установление атмосферы доброжелательности между членами группы;
знакомство с мнением специалистов;
План проведения:
Сообщение на тему: “ Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада”.
Сообщение на тему «Физическое наказание и его последствия».
Работа с памяткой для родителей “ Поощрение и наказание в семье”
Решение педагогической ситуации
Знакомство родителей с методической, педагогической, художественной литературой.
Наказание - очень трудная вещь,
она требует от взрослых огромного
таланта и осторожности.
А.Макаренко
Уважаемые родители ! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важную и актуальную проблему, связанную с мерами поощрения, а бывает, и наказания в воспитании детей.
Как Вы думаете, кому труднее живется, взрослым или ребенку? Почему?
Да, ребенку, его постоянно оценивают, им командуют, не всегда считаются с его интересами, увлечениями, желаниями.
Как Вы думаете, что необходимо ребенку в первую очередь от родителей? Почему?
Детям нужна любовь , внимание , ласка, забота...
Как мы можем выразить и показать свою любовь ребенку ?
Своим прикосновением к нему : погладить, обнять, пожалеть, поцеловать. Ребенка необходимо обнимать не менее четырех раз в день.
Что такое семья для ребенка ?
Для ребенка семья - это его эмоциональный тыл. Малышу нужна ласковая, внимательная и заботливая мама, к которой он может прижаться в трудную минуту, рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами.
Всегда ли мы внимательны к маленькому человечку ? Всегда ли мы реагируем на его просьбы и обращения? Всегда ли мы уделяем ему должное внимание ?
Как Вы думаете, если ребенок не получает в какой-то мере любовь, внимание, ласку в семье, то как он станет себя вести?
Если ребенок занят интересной игрой или хочет узнать что- то новое, а родители начинают " закручивать гайки", то какое поведение будет у ребенка?
Да, свой протест он будет выражать непослушанием, неподчинением требованиям взрослых. И если это происходит часто, ребенок привыкает вести себя подобным образом. Поэтому нам, взрослым , прежде всего надо проанализировать себя, свой образ жизни, чтобы найти причины непослушания ребенка. Ведь дети нас копируют, с нас берут пример, нам они подражают. И вот когда мы не справляемся с ситуацией то бывает, вынуждены применять наказания.
Такая родительская позиция " сверху " раздражает детей, лишает их желания следовать сказанному. Ведь и нам , взрослым, не всегда приятны советы других. Давайте помнить, что дети гораздо чувствительнее нас, взрослых.
К тому же вечное давление на ребенка способствует тому, что он перестает нас слышать и слушать. Возникает, как говорят психологи, смысловой барьер, или " психологическая глухота".
Попробуем сосчитать, сколько раз в день ребенок слышит от нас указания и приказания. Десять, пятнадцать, более...Умножим их на количетво дней в неделе, месяцев, лет. Что же у нас выходит? А выходит, что ребенку достается огромный багаж указаний и отрицательных эмоций, причем от самых дорогих и близких людей - от родителей. Чтобы выстоять в подобной ситуации, ребенок перестает слышать и протестует разными способами : плачет, капризничает, не слушает...
Доброжелательный тон, внимательный взгляд, дружелюбная улыбка помогут преодолеть смысловую глухоту.
Беседовать с ребенком нужно только в спокойные минуты, а не тогда, когда обстановка накалена, и может вспыхнуть ссора!
Как Вы думаете , что такое наказание?
Наказание - это средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований, нарушил принятые нормы поведения.
Вопрос наказания является самым давним у человечества. Родители наказывали детей тысячи лет назад, наказывают и сейчас. В священной книге ацтеков описаны наказания, которые применялись к детям за нарушения религиозных и этических норм.
Ребенка не старше восьми лет пугали орудиями наказания и грозили применить их.
10-летнему ребенку связывали руки и ноги, и били тело палками.
Мальчиков постарше держали над дымящимся костром, заставляя вдыхать дым, или привязывали к столбу на площади.
Индейцы северных племен за нарушения табу на время лишали ребенка воздуха, укутав его одеялом.
Африканцы племен бадвин заставляли ребенка, укравшего еду с общего стола, какое-то время держать руки в муравьином гнезде.
В древности наказания применялись для того, чтобы заставить ребенка бояться; не объеснять, а заставить выполнять требования силой, угрозой, боязнью.
Как Вы относитесь к телесным наказаниям ?(высказывания родителей)
Телесные наказания унижают и запугивают ребенка. Они озлобляют его и ущемляют его достоинство.
Давайте с Вами выполним следующее задание :
Возьмите лист бумаги и карандашом обведите свою левую руку. Затем в каждом пальце напишите слова, какими Вы ругаете своего ребенка.
Как Вы думаете какие чувства испытывает ребенок в момент наказания?
(познакомить родителей с итогами интервьюирования детей на тему
"Наказание и поощрение в семье".)
Поэтому прежде чем наказывать ребенка, подумайте о его чувствах , переживаниях, о его эмоциональной сфере.
Если ребенка все время наказывать, то каким он вырастит?( высказывание
родителей)
Озлобленным, мстительным, обидчивым, боязливым. Поэтому прежде всего его нужно любить, отдавать ему свое сердце, нежность , ласку.
Первый и главный совет : обращайте внимание не только на отрицательные, но и положительные стороны поведения ребенка. Найдите время хотя бы несколько раз в день сказать ребенку добрые, ободряющие слова.
Что такое похвала ?
Предлагаю Вам обвести карандашом правую руку и написать слова, которые Вы используете при поощрении ребенка.
Да, каждому из нас, в том числе и ребенку, похвала приятнее наказания. Общаясь с ребенком надо все время помнить, что перед ним живой человек со своими чувствами и переживаниями. Сейчас он маленький, но он быстро растет.
Чрезмерными окриками, строгостью хорошего человека не вырастить , так как строгость вызывает ответную жестокость и лицемерие.
Самое дорогое для нас - это наши дети!
Давайте будем терпеливее с ними. Больше будем читать им интересные книги, вместе с ними играть. Ведь игра - это ведущий вид деятельности ребенка. В игре он познаёт окружающий мир, природу,учатся общаться с Вами, развивается его речь, память ...
Радость , которую испытывает Ваш малыш в совместных играх- это основа добрых отношении с ребенком, а также залог соблюдения правил поведения и бесконфликтной дисциплины.
Больше хвалите и поощряйте детей, тогда они будут меньше Вас огорчать. Каждому ребенку необходимо постоянное подтверждение нашего доброго отношения к нему , так как он хочет знать, что его любят. Не бойтесь, слова одобрения в адрес маленького человека не испортят его!
Наука подтвердила давно известную истину - ребенку нужна любовь! Любовь взрослого нужна, чтобы развиваться и чувствовать себя защищенными, чтобы расти и самому научиться любить других.
Решение:
Не использовать физического наказания в отношении ребенка.
Чаще хвалить и поощрять своего малыша.
Считаться с чувствами и переживаниями
Памятка для родителей по теме:" Поощрение и наказания ребенка в семье "
· Никогда не наказывайте сгоряча и дважды за один проступок. В гневе Вы слышите только себя, а крики подливают масло в огонь. Помните, что лучше договориться с ребенком, в таком случае не придется кричать и нервничать.
· Наказывая ребенка, используйте наказания не часто, а главное - лучше лишить ребенка хорошего, чем сделать ему плохо !
· Наказывайте только за грубый поступок. Не наказывайте по пустякам , за любое непослушание.
· Никогда не приводите в пример других детей.
· Не унижайте , не оскорбляйте ребенка, не давайте ему унизительных прозвищ.
· Помните, что такие меры воздействия, как окрики, угрозы, приказания, малоэффективны. В этом случае ребенок чувствует давление взрослых , иногда испытывает чувство вины и скуку, а чаще всего все вместе.
Комментарий юриста
Вопрос : “ Наказание ребенка”
В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и защиту; ребенку для полного гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и внимания.
Нарушение прав маленьких детей, их достоинства – вполне распространенное явление. Это нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на ребенка.
Нормативными документами о защите прав ребенка являются “ Конвенция о правах ребенка”,Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в ДОУ”,закон РФ “Об образовании”,Семейный и Уголовный кодексы.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеет право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка- значит нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу
Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки,действия, говорить ребенку не “ Ты плохой”,а “ ты сделал плохо”, не “Ты жестокий”,а “Ты поступил жестоко”. Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.
Мнение врача психоневролога
Вопрос : “ Физическое наказание и его последствия ”.
· Одна из характерных черт последнего столетия – отказ человечества от использования резких болевых воздействий в воспитании, обучении, дрессировке.
· Болевые методы, не оправдавшие себя в уголовном наказании, не помогают в воспитании детей, затягивают дрессировку животного.
· Что такое боль? Это сигнал острой опасности для организма, требующий немедленных и энергичных мер, чтобы избежать этой опасности сейчас и наперед, остерегаться её. Боль – биологически целесообразный сигнал. Например, лисенок накололся в лесу на иглы ежа и на опыте усвоил, что хватать ежей нельзя. Или другой пример – в рабовладельческом обществе надсмотрщик, угрожая бичом, заставлял раба напрягаться при переноски камней. И этот метод воздействия приносил рабовладельцу выгоду.
· Суть воспитания сегодня – создание у ребенка сложной системы дифференцированных навыков труда, учебной работы, поведения. Полагаться здесь на резкие методов воздействия не только не гуманно и несовременно, но и попросту бессмысленно с точки зрения психофизиологии. Ребенка проще обучать бытовым и трудовым навыкам, не наказывая за ошибки, а мягко поправляя, ибо, боясь наказания, человек чаще всего и совершает ошибки. Страх пред болью хотя и усиливает желание ее избежать, но мешает деятельности. Болевое воздействие вызывает реакции ярости или страха.
· Сегодня оружие воспитателя – доброе слово, терпеливое разумное воздействие, помощь, поддержка.
· Итак, принцип физических наказаний недопустим не только сточки педагогики, но и психофизиологии. Такое “ воспитание” противоречит самой человеческой природе.
Ситуации для анализа .
Папа, а меня Нина Петровна похвалили ! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу?- Девочка радостно скачет, ей неторопится поделится с отцом удачей.
Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! - строго говорит отец.
Лицо девочки меркнет. Напрасно вынашивала она в себе заряд радости...
Дома девочка делает еще один заход:
Мама, хочешь расскажу стихотворение про елочку?
Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Вопросы:
Что испытывает ребенок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость ?
Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?
Как вы относитесь к делам ребенка?
Стараетесь ли поддерживать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями?